воскресенье, 29 июня 2014 г.

КОГДА СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ О СМЕНЕ РАБОТЫ

Без конфликтов на рабочем месте обойтись довольно сложно. Я несомненно допускаю существование некоторых счастливчиков, у которых на работе все идеально — доброжелательные коллеги, готовые в любой момент придти на помощь, профессиональные напарники, выполняющие свою работу с тем же рвением, что и вы сами, справедливое руководство, знающее, когда пожурить, а когда похвалить. Но если говорить честно, насколько много среди нас таких, кому реально повезло и для кого работа это не просто источник дохода, а еще и ежедневный праздник? Говорят, что рыба тухнет с головы. Не знаю, так ли это на самом деле, но в трудовом коллективе рабочая атмосфера целиком и полностью зависит от начальства. И спорить тут бессмысленно. 

Есть несколько важных вещей, которые позволяют «просто» работе перейти в ранг «любимой» или же наоборот «ненавистной». Чем большее количество этих составляющих соответствует вашим желаниям, тем показатель вашей удовлетворенности будет выше. Первое важное условие это зарплата. В современном обществе бесплатно работают только дураки. И как бы некоторые из нас не кричали, что они готовы заниматься любимым делом за сущие копейки, все это полный бред. Особенно для тех, кто делит с такими людьми кров и хлеб. Поэтому хотеть, чтобы твоя работа нормально оплачивалась, это естественное желание любого здравомыслящего человека и стесняться этого не стоит. Каждая профессия и каждая позиция на служебной лестнице имеет свою цену на бирже труда. То есть уборщик получает гораздо меньше офис-менеджера, а начальник отдела — больше рядового сотрудника. И это нормально! Рассчитывать, что без образования и особых навыков вы взлетите по карьерной лестнице выше человека с двумя университетскими дипломами и пятью иностранными языками, по меньшей мере, глупо. А вот быть в курсе уровня зарплат в вашей весовой категории дело как раз очень полезное и нужное.
Умные люди настоятельно рекомендуют менять место работы раз в пять лет. Этот совет не лишен смысла. Во-первых, к концу пятого года работы на одном и том же месте вы должны иметь ощутимый прирост в зарплате. Во-вторых, пять лет это вполне достаточный срок для карьерного скачка. К слову, если за пять лет вас не повысили в должности, то это вообще навряд ли случится. Либо в вашей конторе просто не предусмотрены повышения, либо руководство считает, что вы их недостойны. В-третьих, на проверенных работников принято из года в год наваливать все новые и новые рабочие обязанности. Хорошо, если эта нагрузка увеличивается пропорционально растущей зарплате. А если нет? Одним словом, держать руку на пульсе и периодически отслеживать свою стоимость на рынке труда — вещь крайне полезная. В первую очередь потому, что тогда вы будете точно знать — останься вы без работы, то наверняка с легкостью найдете другую и возможно даже на более выгодных условиях. Признайтесь, это гораздо лучше, чем сидеть и вздрагивать от звука шагов своего начальника, которому доставляет удовольствие постоянно находить погрешности в вашей работе.
Услышав, что в какой-то организации сотруднику вашего ранга платят в разы больше, не стоит сразу умирать от зависти. Вполне возможно, что таким образом работодатель компенсирует своему работнику затраты на проезд и питание. Как правило, во всех турецких отелях сотрудники получают двухразовое питание, пользуются служебным автобусом, чтобы добраться до работы, и могут в любое время обратиться к отельному врачу или медсестре за элементарной помощью. Мне довелось одно время работать в турецком офисе недвижимости — зарплата была та же, но ни питание, ни дорогу работодатель не оплачивал. А это ведь тоже особая статья расходов и при рассмотрении предложений найма ее обязательно стоит учитывать.
Все мы прекрасно понимаем, что уровень зарплаты должен соответствовать объему выполняемой нами работы. Если в вашем отделе вы работаете за троих в то время, как остальные двое каждый час выходят покурить или попить кофе — это бесит! Если вы со своим знанием трех иностранных языков получаете ту же зарплату, что и ваш коллега без знания языков и особых навыков — это тоже бесит! Если вы работаете девять часов, а кто-то из коллег, получающих такую же зарплату, только восемь — это опять же бесит! Во всех трех случаях ваша злость оправдана и является поводом высказать свое недовольство начальству. Результат может быть разным — либо вас услышат (снизят нагрузку, повысят зарплату и т.д.), либо вам придется смириться и работать дальше, либо — вы начнете подыскивать себе другую работу, что в общем-то не так уж катастрофично, как кажется на первый взгляд. Каждый выбирает свой путь и дело тут в том, насколько вы смелы в своих действиях или, наоборот, насколько готовы мириться с несправедливостью по отношению к себе.
Третья важная составляющая нашей работы это коллеги. Если разобраться, то с этими людьми мы проводим бок о бок большую часть своей жизни. Отличные рабочие отношения в коллективе порой способны даже компенсировать отсутствие ежегодной прибавки к зарплате и не предоставляемый работодателем социальный пакет. Другое дело, когда коллеги завистливы, распускают про вас нелепые слухи, строят против вас козни и о каждой вашей ошибке сообщают начальству. Работать в таком коллективе могут наверное только особо стрессоустойчивые люди или те, кто деньги ценит больше собственного хорошего настроения. Опять же — личное дело каждого. Так же, как и то, готовы ли вы (и за какие деньги) мириться с шефом-тираном, шефом-самодуром или шефом-идиотом. Финальное место в этом списке отводится клиентам, с которыми так или иначе сталкиваются все работники сферы обслуживания или торговли. Клиенты бывают разные — милые и не очень. Если клиентов не так много и все они приветливы и вежливы, я думаю можно пожертвовать некоей суммой за собственное спокойствие и отсутствие нервотрепки с утра до вечера. Хотя допускаю, что кто-то со мной не согласится и возможно будет по-своему прав.
Возвращаясь к теме поста, нет смысла спорить, что рабочая атмосфера целиком и полностью зависит от начальства. У профессионального руководителя, думающего о перспективах развития своей компании:
1. сотрудник получает зарплату, соразмерную не только занимаемой им должности, но и его способностям, стажу работы и рабочему рвению;
2. сотрудник правильно мотивирован, т.е. поощряется и наказывается в соответствии со своими действиями;
3. рабочий процесс организован таким образом, чтобы всем его участникам было одинаково комфортно;
4. в коллективе создана нормальная рабочая атмосфера — ябедничество и распускание сплетен пресекаются на корню, конфликты вовремя разрешаются, здоровое рабочее соперничество поощряется;
5. в коллективе выработана рабочая манера взаимоотношений — в том числе и с начальством, которое, к слову, тоже является частью этого коллектива;
6. в работе с клиентами выработана общая стратегия, которой придерживаются все сотрудники компании.
А вот какая картина складывается в коллективе, где начальство далеко от идеала:
1. на зарплату сотрудника влияют степень его родства с начальством, количество собранных им сплетен о коллегах или комплиментов, высказанных в отношении руководства;
2. сотрудник не мотивирован, т.е. его с удовольствием наказывают, но никогда не поощряют;
3. рабочий процесс не организован — система работы постоянно меняется, обязанности сотрудников определены не четко, отчетность отсутствует;
4. рабочая атмосфера в коллективе накалена до предела — ябедничество и сплетни поощряются, мелкие обиды и недоразумения постоянно замалчиваются и потому со временем переходят в настоящие конфликты, соперничество строится по принципу «кто больше подлизал, тот и в шоколаде», сотрудники следят друг за другом в надежде тут же «слить» промах коллеги руководству и получить за это очко в свою пользу;
5. в коллективе отсутствует рабочая манера взаимоотношений — вежливое общение заменено на панибратство, вместо имен употребляются клички или уменьшительно-ласкательные словечки, руководители позволяют себе пренебрежительно обращаться с подчиненными;
6. в работе с клиентами нет общей стратегии — каждый работает, как считает нужным, в результате постоянное выяснение отношений, кто прав-кто виноват.
Почувствовали разницу?
Мы все по-своему ненавидим свою работу. Ненавидим, когда что-то не получается. Когда задерживают зарплату. Когда нас долго не повышают в должности. Когда особо нервный клиент днями напролет выносит нам мозг. Когда начальство вызывает к себе в кабинет, чтобы отчитать за рабочую ошибку. И конечно же когда ложимся спать вечером выходного дня и понимаем, что завтра — ОПЯТЬ!!! - на работу. Но нужно быть реалистами — в современном мире не работать не возможно. Если вам кажется, что миллионеры не работают, то вы глубоко ошибаетесь. Не работают возможно их жены, а сами миллионеры вкалывают не меньше того же рабочего на стройке. Итак, не работать мы не можем, зато мы можем найти работу по душе. Если таковая у вас есть, за вас можно только порадоваться. А если все-таки нет?
Любые разговоры на тему «кругом безработица, кто меня возьмет, не хочется уходить с насиженного места, опять все начинать сначала» свойственны людям, которых на самом деле все в их жизни устраивает. Или тех, кто по наивности полагает, что в один прекрасный день к ним прилетит фея и взмахом волшебной палочки изменит их жизнь к лучшему. Если вы из этой категории людей, то я вас расстрою — фея не прилетит и взмаха волшебной палочки вы не дождетесь. Поэтому либо перестаем жаловаться и миримся с недостатками своей работы до пенсии (или до того момента, когда начальство вдруг решит вас уволить, что между прочим тоже возможно). Либо начинаем просматривать объявления о работе и ходить на собеседования. Не стоит забывать о том, что все-таки именно на работе мы проводим большую часть жизни. Так стоит ли тратить эту значительную часть вашей жизни на склоки, конфликты и нервные срывы?
Пара полезных ссылок для изучения на досуге:
Очень короткий тест «Довольны ли вы своей работой»
Простой и быстрый тест для оценки уровня удовлетворенности своей работой
Психологический тест на ту же тему с возможностью анализировать ситуацию

Комментариев нет:

Отправить комментарий